< реклама в инернет > < все кулички >

Публикации

Звездные войны Эпизод II: Атака клонов

Селебрия

Автор благодарит за помощь и поддержку компанию Гемини-киномир (http://www.geminifilm.ru/) и особенно Наталью Нестерову.

Сразу скажу: перед премьерой я честно пересмотрела все предыдущие фильмы - и классическую трилогию, и Эпизод I. Хотелось освежить все в памяти и приготовиться морально к тому, что меня ждет во втором Эпизоде саги о Звездных Войнах - в Атаке клонов. Это оказалось не только приятно, но и полезно. Дело в том, что уже после премьеры Эпизода II, выйдя из кинотеатра с опухшими от потрясающего по силе и реальности звука ушами (Dolby Surround-EX), я поняла, чем именно отличается новая трилогия от трилогии классической. Я отчетливо осознала, что теперь, после выхода второй части этой грандиозной космической истории, старая трилогия, особенно Новая Надежда, кажется минималистичной, этаким арт-проектом, удивившим мир своей неожиданной популярностью. И нет смысла теперь искать уникальность каждого фильма в отдельности: все они - части мозаики Вселенной Звездных Войн. Сюжет может восприниматься только как единая история. Актеры - как персонажи, каждый - со своей индивидуальной историей. А качество спецэффектов - по мере выхода фильмов.

Сюжет

Второй эпизод поражает, потрясает, не боюсь сказать этого слова, своей гениальной эклектичностью. Первый фильм-приквел ругали именно за это: повисшие в воздухе фразы, непонятные из-за вырезанной предыдущей сцены, создавали ауру недоговоренности, недосказанности и … нелогичности. Атаку клонов в нелогичности упрекнуть нельзя. Сценарная работа была проделана куда тщательнее. Сочетание достаточно разнородных элементов - мест, планет, сюжетных линий и диалогов - построено настолько достоверно, что почти оправдывает их количество в фильме. Сцен и из Атаки было вырезано немало, например, полностью исчезла история семьи Падме, ее мать и отец, сестра и племянницы испарились из фильма при монтаже, как Биггс Дарклайтер из Новой Надежды, несмотря на то, что их присутствие было важно для сюжета, создавало атмосферу семейного уюта, о которой так мечтала сенатор Амидала, загруженная работой на благо Галактики по самое не могу. Не увидела я и предыстории похищения Шми Скайуокер. Однако не стоит, ИМХО, увлекаться тем, чего не было. Давайте проанализируем то, что было.

Был тяжело слашать тaкую странную фразу: "С тех пор, как ты вошел в мою жизнь, я чувствую, что приближаюсь к смерти"). Допускаю, что она - тайная мазохистка. Но не может же она не видеть, что он смотрит на нее, как на собственную вещь, которую никому больше не хочет отдавать? Он буквально говорит это в фильме, сожалея о том, что джедаям нельзя ничем и никем владеть. Слова бывшего раба, как ни странно. И как женщина может полюбить кого-то после того, как этот человек рассказывает ей, как в припадке ярости уничтожил целую деревню (тускенов)? Жалость? Возможно, тем более, что Анакин потерял мать и его чувства мне, в понятны в данной ситуации. Но как джедай, он, конечно, совершил преступление! Где-то я читала, что на Дальнем Востоке существовал обычай: если мужчина спас женщину от смерти, то он обязан на ней жениться. Не уверена, придерживаются ли жители Набу таких же представлений о жизни, но на месте Падме Наберрие я бы хорошенько подумала, прежде чем отдать руку и сердце человеку, способному на такое…

Хорошо прописаны Ларсы. Только мало их. Они явно будут больше фигурировать в следующем фильме. Эпизод, когда маленький Боба Фетт поднимает отрубленную голову своего отца, проассоциировался у меня с подобной сценой в пятой части, когда Люк сам себе голову отрубает. Вообще, в фильме очень много отрубленных голов. Насилия много. Насилие в фильме прочно связано с фигурой Джанго Фетта, хитрого и жестокого человека, который "всего лишь ищет свое место в жизни". Единственный светлый момент - его любовь к сыну. Но продолжения его истории нет, потому что Мэйс Винду убивает в конце фильма. Был Фетт - и нет Фетта. Вернее, Фетт умер - да здравствует Фетт. Ненависть Бобы к джедаям становится понятна.

В Атаке клонов возникает масса связей с классической трилогией. Эпизод, когда Оби-Ван и Джана'e5 дается, значит, все равно возьму, я хочу - значит, она будет моей! Собственнические и прочие инстинкты он прячет за милыми улыбками и самыми потрясающими ямочками за всю историю кинематографа после Леонардо ДиКаприо! Ой, скоро, скоро в Интернете расцветут пышным цветом сотни сайтов, посвященных этим ямочкам… Э-э-э, о чем это я? Ах, да. Ну, а пока Анакин вовсю увивается за Падме под тем предлогом, что ему нужно охранять ее круглосуточно, Оби-Ван не тратит время впустую. Он обнаруживает заказчиков киллера, милой дамы по имени Зэм Уэссел (ее, как в русском бандитском сериале, убирают после провала покушения на Падме путем протыкания тела отравленной колючкой). Заказчики, оказывается, вовсе и не заказчики, они сидят себе безвылазно на маленькой планетке Камино, покрытой компьютерными океанами, и мирно штампуют армию клонов по просьбе таинственного Сайфо-Диаса, якобы являющегося главой Совета джедаев. Оби-Ван смекает, что этот товарищ - липа полная, и симпатичные гуманоиды с Камино на самом деле шлепают копии для Графа Дуку. Шлепают копии они со свободного охотника по имени Джанго Фетт, которого Оби-Ван совершенно справедливо берет на заметку. К сожалению, Джанго не дурак и делает ноги от Оби-Вана, но и Оби-Ван тоже мужик - не промах и выслеживает подлого Фетта и его сына на подлете к планете Джеонозис. Там-то и открывается огромное количество всяких тайн, затем Оби-Вана, Анакина и Падме пытаются скормить трем симпатичнейшим чудовищам (ранкоры отдыхают, говорю вам!), на планету приземляются сначала джедаи под командой Мэйса Винду, а затем целые стаи клонов во главе с Йодой, прибывшим спасти всех и вся. И начинается замечательнейшая батальная сцена, которыми Звездные Войны всегда славились. Честное слово, схватка из Атаки клонов отодвигает в тень все, что когда-либо было сделано в кинематографе за всю его историю. Бондарчуки-Джексоны отдыхают! Все виды оружия, все виды техники, все виды боевых дроидов, танков, кораблей и искореженных трупов. Потрясающее разнообразие!

А в конце выясняется, что во главе Республики стоит Темный Лорд Ситха и дергает за ниточки. Джедаи сами признаются, что слабеют, теряют сноровку, и Сила не дается им, как прежде. Йода подозревает происки темной Стороны, Дуку смывается после схватки с ним на Корускант и встречается там с Дартом Сидиусом. Выясняется, что сама Падме никому не нужна: вся кучамала была затеяна для того, чтобы иметь повод начать войну. Следующий этап - создание супероружия (голограмма Звезды Смерти появляется на экране буквально на секунду, но этого для затравки достаточно)!

Фильм смотрится на одном духу. Я обратила внимание, что запасливые зрители почти не съели свои попкорн, и в стаканчиках, которые они уносили с собой из зала после окончания сеанса, плескалось изрядное количество колы. Проняло.

Впрочем, у этого сценария, как и у всякого другого, на котором стоит марка "Звездные Войны", есть недочеты. Обилие сюжетных линий не дает возможность подробно остановиться на чем-то одном. Лукас в этот раз сделал ставку на тему запретной любви (правда, запретная она только для Анакина, а почему уж Падме себе запрещает это приятное дело - ее личные проблемы), и, в общем, не сказать, чтобы прогадал. Весь фильм пронизан каким-то неуловимым духом скрытой чувственности, которому даже почти не мешают выспренние речи Анакина о свободной любви. Единственный непонятный момент для меня во всей любовной ситуации: почему Падме все же решилась выйти замуж за него? Я допускаю, что это - любовь с первого взгляда и до гроба (Падме сама говорит такую странную фразу: "С тех пор, как ты вошел в мою жизнь, я чувствую, что приближаюсь к смерти"). Допускаю, что она - тайная мазохистка. Но не может же она не видеть, что он смотрит на нее, как на собственную вещь, которую никому больше не хочет отдавать? Он буквально говорит это в фильме, сожалея о том, что джедаям нельзя ничем и никем владеть. Слова бывшего раба, как ни странно. И как женщина может полюбить кого-то после того, как этот человек рассказывает ей, как в припадке ярости уничтожил целую деревню (тускенов)? Жалость? Возможно, тем более, что Анакин потерял мать и его чувства мне, в понятны в данной ситуации. Но как джедай, он, конечно, совершил преступление! Где-то я читала, что на Дальнем Востоке существовал обычай: если мужчина спас женщину от смерти, то он обязан на ней жениться. Не уверена, придерживаются ли жители Набу таких же представлений о жизни, но на месте Падме Наберрие я бы хорошенько подумала, прежде чем отдать руку и сердце человеку, способному на такое…

Актеры

Странно говорить об актерской игре в Звездных Войнах. Ее нет и быть не может. Есть хорошие актеры, которые из-за слишком небольшого объема роли не могут развернуть свой талант. Таковы Сэмьюэл Джексон и Юэн Макгрегор. Впрочем, Джексон крут и в том небольшом углу, который ему выделил Лукас. Единственное, ИМХО, мне показалось довольно забавным, какие он иногда строит серьезные физиономии. Ощущение такое, будто он с трудом удерживается от смеха. А сцены, когда в комнате для медитаций он сидит на круглой банкетке, будто морской лев на цирковой тумбе… честно говоря, я не смогла удержаться от смеха сама! Джексону явно нравится ореол собственной крутости. Что касается Макгрегора, то ему, естественно, сложно оставаться на коне, когда в сюжете Анакин Скайуокер явно перетягивает одеяло на себя. Но он сделал все, что мог, это заметно. Именно как актер action-movie. В Атаке клонов он уже куда лучше общался с синим экраном, чем в первом фильме (привык, бедняга). Обещанные шутки "от Оби-Вана", которыми Лукас присыпал, якобы, весь фильм, меня не слишком впечатлили. Смешно. Но зал почему-то не смеялся.

Натали Портман в роли сенатора Падме Амидалы меня и порадовала, и огорчила. Огорчила голосом. Дублирующая ее актриса говорила хрипло и неприятно, с грубоватыми интонациями, мало сочетавшимися с нежным лицом той, имя которой на санскрите значит "лилия". Порадовала тем, что теперь Падме, как и положено взрослой женщине, выглядит не угловатым подростком, а нежной, но сильной Евой, способной взвалить на свои хрупкие плечи и Адама, и весь мир. Кстати, в конце фильма есть эпизод, когда Анакин после того, как Дуку отрубил ему руку выше локтя, встает (!!!) и обнимается с Падме. Вот это, я понимаю, Любовь!

Пернилла Аугуст слишком мало занимает экранного времени. Все, что мы видим, это то - как она умирает. Но, честное слово, когда смотришь на игру это актрисы, понимаешь, почему ее так уважал Бергман. Смерть Шми в ее исполнении проста и естественна, ни грамма манерности. Только что она улыбалась сыну, которого не видела 10 лет, и вот - она лежит, глаза выкачены, почерневший рот открыт. Это не мелодрама. Это человек умер.

О Дуку (Кристофере Ли) нужно сказать отдельно. Парадоксально, но в Атаке клонов ему была уготована роль до смешного похожая на ту, что он исполнял во Властелине Колец. Граф Дуку в его исполнении смотрится саруманисто. Однако для своего возраста он довольно лихо дерется на лазерных мечах. Впрочем, Лукас не стал его сильно напрягать: если присмотреться, то можно заметить, что финальная драка с его участием подана не так красочно, как, скажем, поединок в Эпизоде I. Куда меньше крупных планов, и, по большей части, их заменяют кадры скрещивающихся лазерных мечей, компьютерные наложения и т.д. Особого внимания требует игра Хейдена Кристенсена, Мальчика, Который Будет Дартом Вейдером. ИМХО, я ожидала куда меньших результатов. Но то, чего он достиг в фильме, это своеобразная вышка. Интересно, будет ли он сниматься дальше в драматических ролях? Хотелось бы посмотреть. Возможно, он иногда кажется слишком сладким, а иногда - слишком злобным. Вернее, слишком рано злобным! То есть, переигрывает. Но он великолепно владеет своими лицевыми мышцами. Мимика очень убедительная. На лице его Анакина Скайуокера отражаются все чувства, он еще не умеет их сдерживать, да и не хочет уметь. Забавно, каким он станет Дартом Вейдером, ведь тогда на него наденут черный шлем, и его огромные синие глаза и сексапильная улыбка в качестве неотразимого оружия сойдут на нет.

Спецэффекты и дизайн

Йода! Йода!! И еще раз Йода!!! Он теперь полностью компьютерный. В некоторых сценах это настолько заметно, что воспринимаешь его, как мультяшку. Но сцена битвы на лайтсэйберах с Дуку… Нет, наверное, это слишком банально. Об этом будут говорить, и говорить всегда. Теперь эта сцена - классика. Нет, но как Йода бегает по стенам, не выпуская из зеленых лапок лазерный меч! Как пускает молнии, точно кошка, которую погладили против шерсти! Во всех сценах, где он появляется, Йода - центр событий. Его мимика почти безупречна. Джар Джар Бинкса хоть играл человек, которому дорисовывали лягушачью физиономию, но Йоду делали без участия куклы. Пять баллов, однозначно!

Море на Камино. Оно тоже целиком компьютерное, не обратили внимание? И жутко похоже на манную кашу из Соляриса. Лукас - давний поклонник русской классики? Жители этой планеты, типичнейшие, в нашем "земном" понимании, алиены, тоже приятны глазу. Своими мягкими, естественными движениями они похожи на длинных томных и нежноглазых жирафов. А вот клоны, которых они делают… вернее, которых делает Лукас, - впечатляют свей масштабностью. Это - отличительный признак Звездных Войн - ничего слишком! А вот те клоны, что еще не "вылупились" заставляют задуматься не о безграничности фантазии, а, скорее, наоборот. То, чего я боялась, свершилось. Звездные Войны сами стали цитировать другие фильмы. То, как клоники растут в прозрачных колбах, подозрительно похоже на фантазии из Матрицы. А та сцена, когда Анакин прыгает вниз - на Пятый Элемент. А схватка на арене Джеонозиса - Гладиатора. Впрочем, где будут эти фильмы через несколько десятков лет? А где будут Звездные Войны? Потрясающе сделана сцена на конвейере, где Анакин, Падме и С-3ПО ухитряются попадать во всякие неприятности. Присутствие компьютерных чертей - жителей Джеонозиса - только подчеркивает, насколько сложно было сделать такую врезку. А их любимые зверюшки просто великолепны! Три чудовища, которых выпускают на арену пообедать джедаями, представляют собой потрясающую коллекцию признаков самых разных существ. Кстати, то замечательное чудище, на котором покатался Анакин, мне почему-то напомнило Дарта Мола. Красно-черная морда, рога… Не родственник ли? Набор всякой-разной техники поражает воображение. Тучами носятся туда-сюда дроиды. Шагают прародители танков. Шныяряют грузовые платформы и предки звездных разрушителей. Все - совершенно необыкновенные. А корабль Графа Дуку, пожалуй, из всех - самый необычный. Он выглядит так, словно его рисовал сам Леонардо. Да Винчи.

Нет смысла говорить хороший фильм, или плохой. Это - Звездные Войны. Всяк, кто ищет свою звезду, да обрящет ее. Не найдется человека, которому здесь не понравится абсолютно все. Идите, смотрите, и да пребудет с вами Сила!

Автор благодарит за помощь и поддержку компанию Гемини-киномир (http://www.geminifilm.ru/) и особенно Наталью Нестерову.

© Celebria

содержание
новости
ресурсы
< статьи >
галерея
зв-фэндом
зв-магазин
форум
книга
о сайте
карта
е-майл

проекты
Библиотека ЗВ
Дарт Мол

о3он



"Звездные войны. Портал на Куличках" © Ульяна Чухаркина *Гаечка* 2000-2001
Все текстовые, иллюстративные и прочие материалы являются интеллектуальной собственностью авторов и принадлежат им. Использование особо оговоренных материалов, а также элементов оформления и решения дизайна данного сайта, а также его названия и его элементов, кроме оригинальных - без разрешения автора сайта крайне нежелательно. Автор сайта возражает против использования результатов его работы в качестве составляющих для иных проектов.